Ян Гус (ок. 1370—1415 гг.), замечательный проповедник и магистр Пражского университета, был ярым противником церковных непорядков, жадности священников, стяжательства «князей церкви» — епископов. Следуя учению английского богослова Джона Уиклифа из Оксфорда, он осуждал несправедливости, чинимые церковью. Он заявил, что истину надо искать в самом Священном Писании, и более нигде. Сами «непогрешимые» папы часто говорят и делают не так, как сказано в Писании. Осуждая торговлю индульгенциями — письменными отпущениями любых грехов, 1ус заявлял, что нельзя отпускать грехи до их совершения, без соответствующего покаяния и раскаяния. Свои проповеди 1ус читал на чешском языке, чем привлекал огромное количество слушателей. В 1410 г. он был отлучен от церкви, но это не помешало ему продолжить свою проповедническую деятельность.
Оспорив решения папы и церковных соборов, противоречащие Писанию, 1ус вступил в конфликт с церковными властями. Магистра Пражского университета, «заразившегося ересью Уинклифа», вызвали на церковный собор под председательством императора Сигизмунда в город Констанцу. Этот собор должен был окончательно разрешить все вопросы и по возможности устранить все непорядки в церкви.
В Констанце 1ус был готов отказаться от своих взглядов, если ему докажут его неправоту с помощью текстов Священного Писания. Но собор требовал от него простого отречения, не желая вступать в споры с каким-то полуеретиком. Однако Гус не подчинился авторитету собора, прося не налагать на него «петли вечного осуждения, принуждая солгать и поступать против совести», іуса объявили еретиком, заточили в тюрьму, но он продолжал отстаивать то, что считал истиной. 6 июля 1415 г. іус взошел на костер, так и не отрекшись от своих убеждений.
Сожжение Яна Гуса в Констанце вызвало в Чехии не просто возмущение - оно привело к народному восстанию. И простолюдины, и чешские дворяне (паны) были едины в требовании изменить церковные порядки. В 1419 г. по всей стране начались знаменитые Гуситские войны (1419—1434 гг.), во многом подорвавшие влияние церкви и приблизившие церковную Реформацию.